20.04.2020
Переход на новую систему идентификации товаров затронул практически все отрасли бизнеса. Не стали исключением и автомобильные шины – с 2020 года маркировка этих изделий сначала проводится в рамках добровольного пилотного проекта, а затем станет обязательной. О том, как реализуется это нововведение и какие требования предъявляются к участникам рынка, вы узнаете из этой статьи.
Для чего нужна маркировка шин?
Главная задача, которую должна решить обязательная цифровая идентификация пневматических и резиновых шин – ликвидация теневого рынка этой продукции. Это позволит сделать ее оборот полностью легальным и увеличить долю российских производителей в данном сегменте. Соответственно, повысится и качество покрышек, снизится вероятность возникновения аварийных ситуаций на дорогах. Таким образом, маркировка шин одновременно разрешит проблемы сразу всех заинтересованных сторон – покупателей, производителей, дилеров и государства.
За счет введения обязательной идентификации шинной продукции ее производители получают следующие выгоды:
Потребителю же, в свою очередь, маркировка шин дает возможность получить всю необходимую информацию о товаре:
Итогом внедрения обязательной маркировки шин является повышение доверия между всеми участниками рынка – покупателями, производителями, продавцами. Ее наличие на продукции выступает доказательством качества покрышек, гарантией их подлинности, хороших потребительских характеристик и безопасности. Формируемый таким образом общественный контроль является естественным препятствием для проникновения на рынок нелегальной продукции. Имеет свои выгоды от маркировки шин и государство. В частности, оно получает эффективный инструмент получения данных с рынков, что увеличивает размер таможенных и налоговых сборов – один из главных источников своего благосостояния.
Для маркировки автомобильных шин используется единая система идентификации товаров «Честный Знак». Участники рынка выбрали следующие способы кодирования информации:
Выбор способа маркировки остается за производителями. Идентификация товаров с помощью RFID-меток на данный момент является вспомогательной, однако многие участники рынка все чаще используют ее в своей деятельности.
Идентификацию проходят все резиновые шины российского и иностранного производства, за исключением:
Также от маркировки освобождаются шины, проходящие таможенный транзит и вывоз за пределы таможенной зоны ЕАЭС, возвращенные покупателем (с документами, подтверждающими покупку).
Для разных участников рынка предусмотрена отдельная процедура идентификации покрышек:
В 2020 году был впервые на практике воспроизведен порядок реализации идентифицированных автошин:
Эксперимент осуществлялся производственным предприятием АО «Петрошина» совместно с ЦРТП. Каждый из этапов оборота маркированных шин успешно отразился в информационной системе «Честный Знак».
Если у Вас есть вопросы, можете заполнить форму и мы с Вами свяжемся!
В целом сама процедура маркировки шин и ее техническое обеспечение не отличается от идентификации других товаров. В торговых точках для регистрации операций с маркированными покрышками используется обычные беспроводные или проводные 2D-сканеры или терминалы сбора данных (ТСД) для считывания кодов DataMatrix с продукции.
Онлайн-касса для работы с идентифицированными шинами должны иметь обновление, поддерживающее:
Кассовый аппарат должен быть адаптирован к работе с шинной продукцией и оснащен специализированным ПО для электронного документооборота. В выдаваемом ими чеке теперь имеется новый реквизит код товара – уникальный идентификационный номер изделия. Если установленное на торговой точке оборудование не соответствует этим требованиям, ФНС имеет право демонтировать и конфисковать его в одностороннем порядке.
Компания, занятая в сфере производства и реализации шин, должна быть зарегистрирована в системе «Четный Знак». Перед работой с этой продукцией работникам предприятия необходимо выполнить тестовую идентификацию товара и проверить корректность его отображения в ИС через «личный кабинет» на ее сайте.
Покупатель может проследить историю шин по всей производственно-логистической цепочке с помощью любого приложения для чтения двухмерных кодов для мобильных устройств. Скачать его можно с онлайн-магазинов AppStore и Google Play (для гаджетов на iOS и Android соответственно).
Помимо стандартных потребительских характеристик продукции, расшифровка маркировки шин отражает следующую информацию:
2D-штрихкод DataMatrix включает 4 категории данных о товаре:
Коды автоматически верифицируются при сканировании этикетки. При считывании незарегистрированного в системе «Честный Знак» идентификатора кассовый аппарат выдаст ошибку и отклонит операцию.
Как такового закона о маркировке автомобильных шин не существует. Однако, в декабре 2019 года было принято Постановление Правительства РФ № 1958, утвердившее правила их идентификации и обеспечивающий контроля за оборотом покрышек, включая импортные. Инициировали принятие этих правил сами производители, стремящиеся упорядочить отрасль и исключить из оборота контрафакт.
Постановление обязывает перейти всех участников рынка на обязательную маркировку шинной продукции с 1 ноября 2020 года. При наличии на складах немаркированных покрышек, изготовленных до этого срока, предприниматель должен проидентифицировать их до 15 декабря 2020 года. Окончательной датой перехода на обновленные правила торговли — 1 марта 2021 года. После нее реализовать можно будет только маркированную продукцию.
Этот нормативно-правовой акт устанавливал новые правила маркировки шин на территории России в рамках пилотного проекта. В нем также определен список участников, соответствующие рекомендации для бизнесменов и государственных органов. Постановление утверждает следующие требования к маркировке шин:
Участники рынка, не соблюдающие утвержденные Постановлением правительства требования по маркировке автомобильных шин, облагаются штрафными санкциями. Пункт 4 статьи 14.5 КоАП РФ накладывает на должностное лицо компании за отсутствие в кассовом чеке соответствующего кода штраф величиной 1,5-3 тысячи рублей (для юрлиц и ИП его размер составляет 5–10 тысяч рублей). Хранение, перевозка, продажа немаркированной продукции влечет следующие административные штрафы:
В соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ немаркированная продукция подлежит конфискации. При систематических нарушениях или в случаях, когда общая стоимость немаркированной продукции составляет свыше 1,5 млн. рублей, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа размером до 300 тысяч руб. или лишения свободы сроком до 3 лет и штрафа размером до 80 тысяч руб.
Если у Вас есть вопросы, можете заполнить форму и мы с Вами свяжемся!